Главная страница Методическая страничка Введение в школьную жизнь
Данный тренинг разработан на основании книги «Учимся общаться с ребенком». Авторы: К. И. Поливанова и Т. А. Цукерман. Издательство «Просвещение» 1993 г.
Продолжительность тренинга сокращена с 12 до 4-х дней.
Тренинг
«Введение в школьную жизнь»
за 4 дня.
ДЕНЬ 1.
УРОК 1.
1. |
Посадка - по плакату. Приветствие – стоя. | «Сейчас я к вам вхожу как учитель — как вы меня поприветствуете?» — разыгрывается сце¬на приветствия учителя. Учитель здоровается с детьми, называет свое имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные, почему он захотел стать учителем. Кто о чем хочет у меня спросить? |
2. |
На слова «раз-два-три»-имя сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладошкой. Знак «ОДИН» | Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести норму, правило школьной жизни «хочешь говорить, подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на слова «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладо-шкой. Итог: знакомство не состоялось — получился только шум. Всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди. Но сразу всех 20—30 детей не за-помнишь. Значит, прежде следует познакомиться по группам. |
3. | Начало организации групп. Что значит все по очереди назовут свое имя? Это значит, что кто-то начнет первым. Нужно, не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым. Учитель показывает короткую пантомиму: стучит себя в грудь («Я буду первым»), затем показывает рукой на ребенка («Он будет первым»). Отворачивается и считает до пяти, На счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок — тот, кто будет первым. | |
4. | ВИЗИТКИ РАЗДАТЬ | Представление групп. Вся группа хором или какой-то один ученик называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребенка. В этот момент группа называет имя учащегося. |
5. |
ЦВ. КАРАНДАШИ. Аплодисменты |
Учитель обращается к детям: «Имя каждого из вас мы узнали, скоро запомним. Кто умеет читать, тот всегда сможет прочесть имя товарища на визитной карточке. А как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Пере¬числять все пять имен долго. Пусть каждая группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя, которое можно нарисовать. Имя своей группы вы нарисуете на своих визитных карточках. Например, группа «Веселые» может нарисовать свое имя так (рисует улыбающуюся рожицу), группа «Ландыш» — так (рисует цветок). Закройте глаза. Представьте, какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал, пусть шепнет: «Я придумал». Представление групп. |
УРОК 2.
1. |
![]() А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школь¬ников от дошкольников. Кто знает, что это такое? (Пока¬зывает схему времени) Да, конечно, это ваш день, ваше время. На схеме отмечается время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков». 2. Задания группам: 1) вспомнить не менее трех дел, которые обязательно надо делать по утрам до школы; 2) вы¬брать того, кто будет говорить от имени группы; 3) выбранный должен шепотом назвать группе утренние дела, которые все дети считают важными. Если группа полагает, что ребенок готов отвечать, он должен встать. Работа начинается по звонку. | |
2. | Физминутка. Лягушки, цапли, собачки, зайчики, лошадки. |
3. Ответы группы. Дети называют главные утренние дела, учитель помещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том порядке, в котором их называют. По картинкам учитель дает словесное описание утра школьника. Все вместе исправляют поря-док картинок. При этом учитель обращает внимание только на знак 1. По правильному распорядку дня разыгрывается пантомима, в которой участвуют все дети. Учитель обращается к детям с вопросами: «С кем ты делаешь каждое дело? Ты просыпаешься сам? Стелешь пос¬тель сам?..» Над осью времени появляются человечки — мама, папа и др., помогающие ребенку. Учитель настаива¬ет на обязательности утреннего ритуала и предлагает каж¬дому ребенку дома составить для себя аналогичный план сбора в школу, говорит о предпочтительности самостоя¬тельных дел. |
3. |
ПОЛОСКИ Почему перемены должны быть меньше, чем уроки? Как правильно вести себя на перемене? |
Учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схеме уроки красным цветом, а перемены — синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка.![]() |
4. |
— У нас в школе такой распорядок дня: 2 урока до обеда (у нас пока будет 3), ОБЕД, потом еще один урок. Так 2 недели. Потом добавятся еще уроки. Кто вам ну¬жен на уроке, а на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем? | |
5. |
Задание группам: назвать четыре дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен). Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сде-лать уроки, сложить порт¬фель, кому-нибудь помочь. Чем вы помогаете родителям? |
УРОК 3
1. |
ДИКТОФОН Записать все, что любят дети. Эта запись переносится в книгу «Хроника» на страницу под рубрикой «Что мы любим больше всего». | Мы продолжаем знакомиться. Вы спрашивали друг друга только об одном: как тебя зовут? А какие еще вопросы люди задают друг другу когда знакомятся? Все эти вопросы вы будете задавать друг другу постепенно. А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который меня интересует: кто что любит делать больше всего? Чтобы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит. Работать будем группами. Я считаю до трех, а вы за это время выбираете первого (того, кто будет говорить первым). На счет «три»- пусть встанут все первые… Посоветуйтесь, кто должен отвечать вторым. На счет «три» пусть встанут все вторые Порядок работы мы установили. Теперь пусть каждый по очереди скажет группе, что он любит больше всего, а груп¬па тихо повторит его слова. Когда прозвенит звонок, надо быть готовым отвечать так: Коля любит... Лена любит… Каждый по кругу представляет следующего. | ||
2. |
Бумага орден звонка (написать назван групп на мал. доске) Рис. Собрать | Учитель раздает всем по маленькому (1/4 тетрадного листа) листочку бумаги: — Сейчас вы расскажете о себе без слов, с помощью рисунка. Кто знает, что для этого надо? Карандаш. Сейчас по звонку каждый достанет из портфеля карандаш. Это можно сделать, не произнося ни слова (той группе, ко¬торая подготовится быстрее и бесшумнее, выдается орден звонка). — Нарисуйте каждый на своем листочке то, что вы больше всего не любите делать. Постарайтесь нарисовать понятно для других: ваши картинки мы тоже приклеим в книгу «Хроника», чтобы помнить, чего не любим, и не делать этого | ||
3. | Каждый показывает свой рисунок, рассказывает. | |||
4. | ФИЗМИНУТКА |
| ||
5. | В заключение каждый ребенок благодарит трех человек за хорошую игру; дети пожимают друг другу руки, обни¬маются. | Этот урок можно закончить подвижной игрой «Найди сообщника». Все дети встают, собираются в кружок. Учи¬тель объясняет правила игры; «Дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, Ходите по классу и повторяйте название своего блюда. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых сообщников. По звонку остановитесь и замрите...» После звон¬ка учитель спрашивает каждую группу (каждого одино¬кого путешественника). Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: почитать любимую сказку, выбрать любимое время года. | ||
6. | ЧТЕНИЕ КНИГИ «Дядя Федор, пес и кот» | |||
7. | КРУЖОЧКИ | Здесь будет цветок, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сей¬час расцветет. Пусть каждый возьмет лепесток (раздает кружочки из бумаги) и раскрасит его этим цветом. Потом мы приклеим все лепестки, чтобы получился один общий цветок или букет цветов, и посмотрим, какой он». Учитель собирает раскрашенные детьми кружочки и после уроков наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме цветка или букета цветов. На следующий день показыва¬ет детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе. | ||
8. | По кругу сказать одним-двумя сло¬вами, что сегодня понравилось детям больше всего. | |||
9. | ДОМ. ЗАДАНИЕ | Продиктовать родителям: первый учебный день, что запомнилось больше всего |
ДЕНЬ 2.
УРОК 1
1. |
Посадка - по плакату. Приветствие – стоя. Кто вам ну¬жен на уроке, а на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем? | Учитель договаривается с детьми «Сейчас я — учитель, вхожу в класс к своим ученикам А сейчас я — воспитатель, вхожу в комнату детского сада А сейчас я прихожу к вам домой в гости А сейчас пусть «Ромашка» договорится, кто они — школьники или дошкольники Я войду, они меня поприветствуют, а остальные скажут, кем были дети из группы Ромашка» |
2. |
Знак «ОДИН», знак «ХОР» «Ваня знает, ка¬кая у слона шкура? Ваня уже научился отвечать, как ученик?» Затем следует обратиться непосредственно к маль¬чику: «Ваня, про слонов ты знаешь много. А про школу еще не все. Постарайся на следующий вопрос ответить, как ученик». | Сейчас мы поговорим о животных. Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый мог сказать все, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каждый услышал все то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие-то дела дети делают вместе, дружно, хором (показывает знак 2), а что-то каждый делает один (показывает знак 1). Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой-то знак. Не путайте, когда надо отвечать хором, а когда — поднимать руку и отвечать по одному. (Демонстри¬рует картинки и задает вопросы, указывая то на один, то на другой знак.) У какого животного длинный хобот? (Знак 2.) В древности было животное, похожее на слона, только еще гораздо крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодных странах. Как его звали? (Знак 1.) Где живут слоны? (Знак 2.) Правда ли, что у слона есть рога? (Знак 2.) Правда ли, что у слона полосатая шкура? (Знак 1.) |
3. | Дети, которые не открывают рот и не поднимают руку, требуют особого внимания учителя («Ты не поднимаешь руку, потому что ты не знаешь эту букву? А ты знаешь, как надо ответить на мой вопрос — хором или по одному? По¬кажи нужный знак. Молодец, ты знаешь правила поведе¬ния на уроке. А буквы мы выучим потом. Главное, что ты внимательно слушаешь мои вопросы». |
Определение формы ответа по форме вопроса: — Кто знает это животное? Назовите хором. Как вы узнали, что надо отвечать хором: я ведь не показывала знак 2 («Хор»)? Оказывается, тот, кто внимательно слушает вопрос, может точно определить как надо отвечать — хором или по одному. Поиграем в знаки. Я буду задавать вопросы, а вы буде те живыми знаками. Отвечать на вопрос не надо. Надо только показывать, как отвечает настоящий ученик или под¬нимать руку (знак 1), или открывать рот (знак 2). (Показывает буквы алфавита.) Кто знает эту букву? (Поднятая рука.) Назовите эту букву. (Открытый рот.) Кто не знает этой буквы. Кто сможет прочесть эти бук¬вы? (Складывает или пишет на доске мы) Прочтите эти буквы. |
4. | Если ребенок не может написать фамилию, учитель чуть позже пишет ее сам | Учитель обращается к детям: «Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя. Кто не умеет, пусть срисует его со своей карточки. Кто умеет, кроме имени, пусть напишет и фамилию. Когда я позвоню в колокольчик, положите ручки, даже если вы не дописали букву» Раздает бланки для графического дик¬танта, показывает, где писать имя. |
5. |
![]() Если я считаю, что слово написано очень-очень красиво, красивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки.) Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки.) А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит ра¬боту Павлика. (Дети ставят крестики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого-то из детей. соглашаясь с ней.) Вот так мы оцениваем работу Павли¬ка. Каждый немного по-своему. А теперь надо оценить, правильно ли Павлик написал свое имя. Если я считаю, что все буквы написаны верно, я ставлю оценку здесь (ввер¬ху). Если я считаю, что половина букв написана неверно, где я поставлю оценку?» | |
6. | «Каждый из вас написал свое имя,— говорит учи¬тель.— Сейчас группа оценит, правильно ли он написал, красиво ли написал. Все возьмите карандаши. Первый положит свой листок в центре, покажет на линеечку «К» («красота») и спросит: «Я красиво написал?» Все поста¬вят крестики. Потом он спросит: «Я правильно написал?» Все снова поставят крестики на линеечке «П» («правиль¬ность»). Так надо оценить все работы». Дети работают в верхней части бумажного листа | |
7. |
Проводится графический диктант (см. «Приложение» к уроку). После выполнения каждого узора дети должны сами ставить себе оценку за красоту. Когда будут продиктованы все четыре узора, учитель открывает образец работы (на доске) и предлагает, чтобы дети за каждый узор поставили себе на линеечке оцен¬ки «П» («правильность»): «Посмотрите на правильный узор и решите, точно такой же он у вас (крестик вверху) или не¬много не такой (крестик пониже)». | |
8. |
Тренировочный узор Учитель говорит — Начинаем рисовать первый узор Поставьте карандаш на самую верхнюю точку Внимание! Рисуйте линию одна клеточка вниз Не отры¬вайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой узор сами (1,5—2 мин). (При рисовании такого узора учитель может помогать детям, при рисовании остальных трех узоров — только подбадривать.) Учитель звонит в колокольчик. Предлагает детям найти линеечку «К» («красота») и поставить самим себе оценки за красоту первого узора. Контрольные узоры. Та же последовательность действий: а) про¬диктовать узор; б) дать команду: «Теперь сами продолжайте рисовать такой же узор»; в) дать звонок, предложить оценить красоту узора. Учитель обращается к детям: — Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внима¬ние! Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо... Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три кле¬точки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз Одна клеточка вправо Три клеточки вверх. Учитель диктует ![]() | |
9. | Какие обязательные школьные дела каждый сделал на¬кануне. Это можно сделать в виде зарядки: «Кто сам убрал форму, поднимите левую руку вверх. Кто сам собрал порт¬фель, поднимите правую руку вверх. Кто не забыл про до¬машнее задание (продиктовать взрослым свой рассказ про первый школьный день), поднимите правую ногу вверх. Кто кому-нибудь помог, присядьте...» Второй раз та же зарядка сопровождается словами: «Я сегодня уберу форму, соберу портфель...» |
УРОК 2.
1. | Знак «Мы» |
Дети собираются в центре класса. Проводится игра «Зеркало». Учитель с ребенком дают образец игры: становятся лицом друг к другу смотрят друг другу в глаза. Один делает медленные движения рука¬ми, другой как можно точнее повторяет движения парт-нера По звонку партнеры меняются ролями Звенит звонок. Один партнер благодарит другого: «Спасибо. С тобой очень хорошо играть!» Теперь ребенок дол жен найти себе нового партнера. Учитель предлагает тем кто нашел себе пару, взяться за руки (знак «Мы»). |
2. |
Введение знаков «Мы» «Я». Когда дети рассядутся учитель дает три «немые» команды (рис 20) . ![]() ![]() ![]() Учитель спрашивает: «Как я узнала, что вы готовы работать? (По знаку. Но работать сейчас надо будет по двое (вдвоем). Кто готов работать вместе, покажите мне это». Часть детей дают правильный ответ жестом, часть ошибаются. Учитель дает разъяснения: подсказывает, что, прежде чем показать жестом знак «Мы», надо договорить¬ся с товарищем — хотя бы кивнуть ему («Я рад с тобой работать») и увидеть, что он улыбнулся в ответ. Теперь два знака — знак 1 и знак 2 — должны висеть рядом, а учи¬тель с их помощью показывает, к кому он адресуется: к классу, к группам или к каждому ученику. ![]() ![]() 3. Что надо делать вдвоем? Это дети решат сами. Учи¬тель предлагает им «разыграть» (нарисовать) три ситуации. Для работы раздает каждой группе по три листочка бу¬маги с нарисованными сюжетами (рис. 21). Ситуация 1. «Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскре¬сенье, и нарисуйте свои занятия»,— предлагает учитель и показывает пиктографические изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с мамой гулять» (рис. 22). ![]() На эту работу детям дается 2 мин. Листок, на кото¬ром дети рисуют свои воскресные дела, кладется в центре между ними (более ничто не регламентируется). Обсуждение результатов. «Поднимите руку те, кто при¬думал себе на воскресенье общее дело,— предлагает учи¬тель.— Пусть каждый подумает, какой знак ему понадобит¬ся». (Указывает на знаки «Мы», «Я», дети выбирают нуж¬ный. По просьбе учителя дети называют свои общие дела.) «А теперь поднимите руки те, кто в это воскресенье не встречался друг с другом, а занимался своими личными, очень важными делами»,— говорит учитель. (Ни в коем слу¬чае не следует выказывать предпочтение индивидуальным или общим делам. Это вопрос личного выбора каждого ребенка, и сюда учитель не вмешивается. Он обсуждает с детьми только знаки ученического поведения.) Ситуация 2. Учитель предлагает: «Представьте, что вы находитесь на разных берегах реки. Придумайте такие де¬ла, для которых вам понадобится вот этот знак». (Знак «Мы».) Через 2 мин раздается звонок. Учитель просит детей взяться за руки и спрашивает каждую пару по очереди, что же они стали делать сообща. | |
3. |
Физминутка. «Карлики, великаны». Или «Летает, не летает». | |
4. | Тренинг «Кто внимательней?» |
Учитель обращается к детям: — Закройте глаза. Сомкните губы. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы сей¬час работали... Откройте глаза. Если кто-то не знает имени соседа, срочно познакомьтесь. Покажите мне знаком: мы познакомились. Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали... Откройте глаза. Кто не успел вни¬мательно посмотреть на своего соседа, сделайте это. Под¬нимите руки те, кто уверен: я внимательно посмотрел на своего соседа. Поднимите вторую руку те, кто хочет, чтобы мы испытали вашу внимательность. Учитель вызывает к доске трех-четырех смельчаков и их партнеров. Ставит пары спиной друг к другу. Вопросы -испытания: какого цвета глаза у твоего товарища (свет¬лые или темные)? Твой товарищ выше или ниже тебя рос¬том? У девочки, с которой ты работал, бант синий или ко¬ричневый? (У девочки может не быть никакого банта.) Твой сосед в рубашке или в свитере? И т. п. |
5. |
Обсуждение в парах: кто что любит, умеет. Интервью под диктофон. |
УРОК 3.
1. | Введение знаков +, - |
Оценивание ответов Петрушки: Назови домашних птиц -Утка, гусь, воробей, петух. Что бывает раньше – обед или ужин? Обед Какого цвета доска? Синяя Какое сейчас время года? Лето. Кто больше – птица или пчела? Корова или коза? Что больше- 8 или 5? 7 или 3? |
2. | Затем задают вопросы дети. | Игра «Да и нет не говорите, черное и белое не берите» Учитель произносит первые слова игры: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите: да и нет не го¬ворите, черное и белое не берите» (Задаются любые вопросы. В ответах не должно быть слов «черное», «белое», «да», «нет».) Сначала игру ведет учитель. Он задает 5—7 вопросов. Прежде чем задать вопрос, на схеме класса указы¬вает отвечающего, не глядя на него. Дети указательными жестами помогают найти нужного человека. Он встает. Учи¬тель задает вопрос. Ребенок отвечает. Класс показывает жестами знак «+» или «—». |
3. | Слон, орел, пальма |
Все встают в круг. Учитель — в центре. Проводит¬ся игра «Слон-пальма-орел». Главная задача игры — чтобы каждый ребенок оценил действия другого. Учитель объясняет правила игры. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого учитель укажет, остановившись и назвав слово, будет ведущим. Его соседи справа и слева — помощники. Если будет сказано «слон», ведущий изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изобра¬жают уши слона. Если будет сказано «пальма», ведущий изображает ствол: поднимает руки вверх. Помощники изо¬бражают ветви. |
4. | В заключение каждый ребенок благодарит трех человек за хорошую игру; дети пожимают друг другу руки, обни¬маются. |
Этот урок можно закончить подвижной игрой «Найди сообщника». Все дети встают, собираются в кружок. Учи¬тель объясняет правила игры; «Дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, Ходите по классу и повторяйте название своего блюда. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых сообщников. По звонку остановитесь и замрите...» После звон¬ка учитель спрашивает каждую группу (каждого одино¬кого путешественника). Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: почитать любимую сказку, выбрать любимое время года. |
5. | ЧТЕНИЕ КНИГИ «Дядюшка АУ» | |
6. | КРУЖОЧКИ | Здесь будет цветок, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сей¬час расцветет. Пусть каждый возьмет лепесток (раздает кружочки из бумаги) и раскрасит его этим цветом. Потом мы приклеим все лепестки, чтобы получился один общий цветок или букет цветов, и посмотрим, какой он». Учитель собирает раскрашенные детьми кружочки и после уроков наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме цветка или букета цветов. На следующий день показыва¬ет детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе. |
7. | По кругу сказать одним-двумя сло¬вами, что сегодня понравилось детям больше всего. | |
8. | ДОМ. ЗАДАНИЕ | Принести линейки |
ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
ДЕНЬ 3.
УРОК 1
1. |
![]() |
Дети получают задание достать из портфеля простой карандаш (и больше ничего), найти себе пару, показать: «Мы готовы работать вместе...» Пары усаживаются за парты, учитель раздает каждому ребенку листочек со вчерашними узорами . Сейчас дети впервые получили свои работы, оцененные учителем. При обсуждении результатов главное — чтобы учитель ясно сформулировал, что он поощряет. А поощрять он должен только точную самооценку (а не правильное ри¬сование узоров). Поэтому про качество самих узоров учи¬тель не говорит ни слова. Речь идет только о том, умеет ли ребенок себя оценивать: — Вчера вы учились оценивать свои работы по-школь¬ному— с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик карандашом красного цвета. Встаньте те, у кого на листочке крестик обведен красным. Вы вчера очень чест¬но себя оценили: не перехваливали и не слишком придирались. А у одного мальчика получилось так. (Рисует на доске — рис. 26.) Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее. А что вы ска¬жете тому, кто оценил свою работу вот так? Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе по¬строже... | |
2. |
«Сейчас я продиктую новый узор. Две клеточки влево. Две клеточки вниз. Две клеточ¬ки вправо. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки вправо Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вниз» (Должен получиться замкнутый крест рис 27![]() «А за что еще можно оценить работу?» — спрашивает учитель. Выслушивает предложения детей. Если ничего ори¬гинального они не предложат, назначает свои критерии. «Оцени, легко тебе было делать эту работу или трудно (пометь вторую линеечку буквой Т—«трудно»), интересно тебе было делать такую работу или нет (пометь третью линеечку буквой И—«интересно»). Раскрасить | ||
3. |
Бл. с мише нями |
Работа парами. Взаимооценка. Игра «Стрельба по мишеням». Каждый ребенок получает бланк для работы на обороте пишет свое имя (списывает с визитной карточ¬ки) и рисует три линеечки для оценки. Правила игры учитель показывает с кем-то из детей на доске. Ребенок-стрелок берет мел и приставляет его к точке «пистолет». Учитель-командир командует: «Готовься! При¬целься! Пли!» При слове «Пли» стрелок ведет линию к мишени. Учитель оценивает результат так: «Стреляешь метко (попал в мишень), но пуля должна лететь прямо (а здесь пуля петляла) и быстро». Проводится вторая попытка... Пары должны договориться, кто стреляет первым. (После трех выстрелов дети меняются ролями.) Игра начинается и заканчивается по звонку. Взаимооценка. Командир оценивает, как стреляет стре¬лок. Хорошо, если бы дети сами предложили критерии оцен¬ки типа «меткость» (попадание в «яблочко»), «скорость», «ровно ли летела пуля» и т. п. Учитель подхватывает пред¬ложенные детьми критерии, озаглавливая линеечки нужными буквами. Подчеркивает, что командирская оценка должна быть справедливой. Для оценки стрелок берет свой лист, отдает его коман¬диру. Тот ставит свои оценки «Кто хочет поблагодарить своего командира за справед¬ливость, пусть пожмет ему руку»,— предлагает учитель. | |
4. |
Учитель обращается к детям: — Закройте глаза. Сомкните губы. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы сей¬час работали... Откройте глаза. Если кто-то не знает имени соседа, срочно познакомьтесь. Покажите мне знаком: мы познакомились. Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали... Откройте глаза. Кто не успел вни¬мательно посмотреть на своего соседа, сделайте это. Под¬нимите руки те, кто уверен: я внимательно посмотрел на своего соседа. Поднимите вторую руку те, кто хочет, чтобы мы испытали вашу внимательность. Учитель вызывает к доске трех-четырех смельчаков и их партнеров. Ставит пары спиной друг к другу. Вопросы -испытания: какого цвета глаза у твоего товарища (свет¬лые или темные)? Твой товарищ выше или ниже тебя рос¬том? У девочки, с которой ты работал, бант синий или ко¬ричневый? (У девочки может не быть никакого банта.) Твой сосед в рубашке или в свитере? И т. п. | ||
5. | ДИКТО ФОН | Интервью «Кто что умеет» (представление друг друга в парах) | |
6. | Какие обязательные школьные дела каждый сделал на¬кануне. Это можно сделать в виде зарядки: «Кто сам убрал форму, поднимите левую руку вверх. Кто сам собрал порт¬фель, поднимите правую руку вверх. Кто не забыл про до¬машнее задание (продиктовать взрослым свой рассказ про первый школьный день), поднимите правую ногу вверх. Кто кому-нибудь помог, присядьте...» Второй раз та же зарядка сопровождается словами: «Я сегодня уберу форму, соберу портфель...» |
УРОК 2.
1. | Дорожки – на доску. | Равные или нет беговые дорожки? |
2. | «Поссориться — это значит сказать или сделать другому что-то обидное, злое. Чтобы поспорить, надо постараться отыскать доказательства своей правоты. В споре о длине беговых дорожек лучшим доказательством является изме¬рение с помощью линейки». |
Буратино. Забирай, Мишка, свои дорожки. Они не равные! М и ш к а. Неправда! Я все точно отмерил! Меня еще Лис проверял и сказал, что все точно! Буратино. Нет, для жука ты нарисовал длиннее! Мишка. Нет, одинаково! Буратино. Нет, длиннее! Мишка. Значит, ты — плохой судья! Буратино. А ты — плохой измеритель! Мишка. А ты нечестно судишь! Буратино. А ты косой или слепой! Мишка. А про тебя все рассказывают, как ты папу Карло обманул! Буратино Про тебя тоже рассказывают, как ты лапы всем отдавил! Смогут Мишка и Бура¬тино договориться и сделать общее дело? Спорят они или ссорятся? Если у людей разные мнения, могут они по¬спорить, но не поссориться — не обидеть друг друга? Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав,— может, подраться? |
3. | Раб. в парах. |
Обсудить, равные ли бегов. дорожки.; Группа получает листы с новыми рисунками, где надо указать, у какого цветка серединка круп¬нее, и где надо найти, какая нижняя линия продолжает верх¬нюю.. Обсуждение: какой вывод сделали. |
4. | Учитель говорит: «Вы уже умеете спорить, приводить доказательства. К вам за помощью обратились Зайка и Ежик. Они спорить не умеют, поссорились, но хотят поми¬риться. Решите, кто из них прав. Выслушайте обоих и тому, кто прав, покажите знак «+», а тому, кто ошибся,— знак «—». |
Ежик пришел к своему другу Зайке и зовет его гулять: «Пойдем, Зайка, погуляем, пока на дорожках столько сухих листьев. Будем шуршать, шуметь, шелестеть. Это так приятно!» А Зайка в ответ: «Что ты! Шуршать и шуметь опасно: лиса услышит. Пойдем лучше на каменную тропу. По ней можно ступать тихо-тихо, совсем неслышно!» — «Нет, лучше по листьям».— «Нет, по листьям хуже, лучше по кам¬ням».— «Ты ничего не понимаешь!» — «Сам ты ничего не понимаешь! Зачем мне такой глупый друг?!» — «И я с тобой водиться не буду...» — «Нет, знаешь, все-таки жалко терять друга. Пойдем к школьникам. Они умеют спорить и пусть нас рассудят...» Учитель кратко повторяет утвержде¬ния Ежика (лучше всего гулять по дорожкам, усыпанным шуршащими листьями) и Зайки (лучше всего гулять по бесшумным дорожкам). Дети должны показать знаки «+», «—», т. е. выбрать, кто прав и кто не прав. Но это сделать невозможно: каждый прав по-своему. Вывод: о вкусах не спорят! А о чем же спорят? |
5. | На доске |
Волшебный узор Учитель показывает детям секрет стрелочек, которые они рисовали на прошлом уроке. На глазах у детей, требуя их внимательнейшего контроля, отмеряет на прямой два одинаковых отрезка. Добивается единодушного согласия (знак « + ») в том, что отрезки равны. Дорисовывает стрелочки. Помогает убедиться, что равные отрезки кажутся неравными (рис. 29).![]() ![]() «Волшебные стрелочки способны творить разные чудеса. Сейчас я покажу, как они умеют раздвигать линии»,— говорит учитель. Рисует на глазах у детей две параллельные линии (рельсы) и наносят на них штриховку (шпалы) |
УРОК 3.
1. | Листочки в кл. | Задание на листочках: списывание по образцу | |
2. | Тетрадь с матем задан. | Задание на карточках – индивид. Подписать. | |
3. | Слон, орел, пальма |
Все встают в круг. Учитель — в центре. Проводит¬ся игра «Слон-пальма-орел». Главная задача игры — чтобы каждый ребенок оценил действия другого. Учитель объясняет правила игры. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого учитель укажет, остановившись и назвав слово, будет ведущим. Его соседи справа и слева — помощники. Если будет сказано «слон», ведущий изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изобра¬жают уши слона. Если будет сказано «пальма», ведущий изображает ствол: поднимает руки вверх. Помощники изо¬бражают ветви. | |
4. | Игра «Найди сообщника». Все дети встают, собираются в кружок. Учи¬тель объясняет правила игры; «Дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, Ходите по классу и по-вторяйте название своего блюда. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых сообщников. По звонку остановитесь и замрите...» После звон¬ка учитель спрашивает каждую группу (каждого одино¬кого путешественника). Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: почитать любимую сказку, выбрать любимое время года. Или ранжир: по любим. Цвету, по месс. Рожден., по любим. Занят. | ||
5. | ЧТЕНИЕ КНИГИ «Дядюшка АУ» | ||
6. | КРУЖОЧКИ | Здесь будет цветок, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сей¬час расцветет. Пусть каждый возьмет лепесток (раздает кружочки из бумаги) и раскрасит его этим цветом. Потом мы приклеим все лепестки, чтобы получился один общий цветок или букет цветов, и посмотрим, какой он». Учитель собирает раскрашенные детьми кружочки и после уроков наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме цветка или букета цветов. На следующий день показыва¬ет детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе». | |
7. | Итог |
По кругу сказать одним-двумя сло¬вами, что сегодня понравилось детям больше всего. Завтра – живопись |
ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.
ДЕНЬ 4.
УРОК 1
1. |
Ситуация смешной (необидной) ловушки. Учитель рас¬сказывает историю. Желательно, чтобы он сопровождал свой рассказ демонстрацией картинок. Можно использовать «Веселые картинки» и т. п. История вся состоит из неле¬постей. «Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на сла¬ву: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт — «синий налив». Кожа у него темно-синяя, а мякоть голубая. Собирать «синий налив» пришлось в перчатках — ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть ушанку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений...» Учитель спрашивает детей, почему они смеются. Дети указывают на нелепости и несообразности рассказа. Учитель: «Как вы считаете, я в самом деле все перепутала или спе¬циально расставила такие ловушки, чтобы посмотреть: если дети смеются, значит, они знают, что при сборе яблок мороза быть не может и никто не отморозит уши; если не смеются, значит, не знают, какие бывают яблоки, когда их собирают, и все, что я говорю, считают чистой правдой. Такие ловушки вам будут встречаться в школе, и нередко. Они помогут обнаруживать, кто чего не знает, и весело выби¬раться из незнания. Конечно, в ловушки лучше не попадать¬ся. Мы будем отмечать их специальными значками, так же как люди огораживают забором ямы, в которые можно про¬валиться. Если вы почувствуете ловушку, поднимайте знак «Л». Его удобнее всего складывать из пальчиков. Потрени¬руемся расставлять знак ловушки». Учитель повторяет свою историю, дети везде, где надо, поднимают знак «Л». | |
2. |
Тренировка на дифференциацию заданий учителя: «правильные» задания надо выполнять, «неправильные» задания (ловушки) выполнять не надо — достаточно показать знак «Л». Игра «Делай то, Что я говорю и показываю». Учитель медленно совершает разные движения и называет их (сжи¬маю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кон¬чик носа, поворачиваюсь к окну..). Часть движений не совпадает со словесным описанием. Такие движения дети должны отмечать знаком «Л». Вариант той же игры — «Я прошу вас» (в последующие дни надо чередовать оба варианта игр, постепенно переда¬вая управление игрой детям). Дети делают лишь то, о чем их просит учитель. Если учитель не прибавляет к заданию слова: «Я прошу вас», его выполнять не следует — это ловушка. Дети, быстро поднимающие знак «Л»,— лучшие помощники класса: они помогают менее внимательным не попасть в ловушку. В игру можно вводить очень смешные ловушки типа: «Я прошу вас повернуться ко мне спиной (закрыть глаза). А теперь делайте, как я (какой-то забав¬ный жест)... А как вы увидели, что я делаю: вы же стояли ко мне спиной?» | |
3. | Зубочистки |
Это задание следует выполнять индивидуально. Учи¬тель раздает наборы палочек (спичек) по 6 штук в каж¬дом. Рассказывает: — К нам прислали задания 2 клоуна (нужны куклы или рисун¬ки). Один добрый — он принес всем ордена «Л»: за ловкость, за то, что вы не ловитесь в ловушки. А второй клоун злой. Он хочет завладеть всеми орденами и стать чемпио¬ном мира по ловкости ума. Он загадал для нас злые, не¬выполнимые задания. Если вы поймете, что задание невыпол¬нимое, сразу поднимайте знак «Л», и мы победим злого клоуна. Возьми одну палочку и сделай из нее что-нибудь... Федя считает, что это ловушка и ничего делать не надо. А может быть, если постараться, это задание можно выпол¬нить? (Это цифра 1, это свеча, колонна и т. п.) Сделаем вывод: если ты не можешь выполнить задание сразу же, это еще не значит, что оно нерешаемое, ловушка. Немного подумай. Возьми две палочки. Сложи из них любую букву (Т, X, Л). Добавь одну палочку, сложи треугольник. Из этих же палочек сложи квадрат («Л»). Добавь палочку, сложи колесо («Л»). Из имеющихся четырех палочек сложи букву Ш (школа). Кто не знает букву, пусть поднимет нужный знак. Добавь еще одну палочку. Переделай то, что у тебя получилось, в флажок. Из шести палочек сложи домик. Для того чтобы подняться на крышу этого домика, тебе нужна прочная лестница с шестью ступенями. Построй ее. (Если дети складывают лестницу без боковых стенок, учи¬тель вызывает «скорую помощь» — ведь с такой лестницы можно упасть и сильно удариться.) (Если дети показывают знак «Л», учитель советует поискать решение. Если никто в классе не догадывается, что нужно сложить все палочки, учитель подсказывает: «Я» (указывает на знак «Я») никогда эту задачу не решит. «Мы» (указывает на знак «Мы») мог бы решить ее легко. Посмотрите друг на друга».) Всех ловких, не попадавших в ловушку, следует наградить орденами. (С этого урока все должны уйти с орденами и с домашним заданием изготовить 2—3 таких же ордена для класса.) |
4. | Бланки |
Учитель дает классу образец решения задачи «Про¬должи ряд». На доске — «текст» зада-чи.![]() ![]() Решение задачи. Учитель: «На первой картинке (крайняя левая) — человек с тремя шариками. Он отпускает (продает, дарит) по одному шарику. (Все дети поднимают три пальца.) Вторая картинка — человек выпустил в небо один шарик. У него осталось... (Дети загибают один палец, под¬нимают два.) Третья картинка — выпущен еще один шарик. Четвертая картинка — выпущен еще один шарик. Сколько осталось?» 2. Работа в паре или втроем. Трое сидящих рядом детей объединяют¬ся в группу. Сидящему в середине учитель дает лист с пятью задачами. Слева нарисованы три картинки. Надо рассмотреть их и понять, по какому закону они меняются. Затем найти недостающую четвертую картинку. Она нарисована справа. Из трех правых картинок нужно найти одну верную и отметить ее знаком «-+-». Но среди пяти задач есть одна ловушка. В ловушке все ответы справа неверные! Надо найти ловушку и нарисовать около нее знак «Л». Группы приступают к самостоятельной работе. Учитель наблюдает за классом. Тех, кто закончит первым, отправляет помогать другим группам. Общее обсуждение результатов. Сначала все показывают (на пальцах) номер нужной картинки. Если класс единоду¬шен, учитель (от лица какой-либо куклы) просит объяснить ход рассуждений. За каждое новое доказательство благо¬дарит. Всякий раз спрашивает: «А как еще можно доказать ту же самую мысль?» В конце повторяет все приведенные доказательства, хвалит детей за то, что все пытались рассуждать по-своему. Подчеркивает, что мысль каждого по-своему интересна. |
5. |
ДИКТО ФОН | Интервью «Кто что умеет» (представление друг друга в парах) |
УРОК 2.
1. | БЛАНКИ |
Действия по правилам. Оценка выполнения правил. Задание «Езда по дорожкам» Работа парами. Один ребенок — постовой, дру¬гой—водитель (с обязательной сменой ролей). Задача: водитель «скорой помощи» едет по вызову. Дорога горная, трудная и скользкая (гололед). Но водитель должен ехать быстро, без остановок, по возможности не снижая скорости даже на опасных участках дороги. Это первое правило для водителей «скорой помощи». Правило второе: никаких ава¬рий. Если машина слетит в кювет (заедет за край дороги), то «скорая помощь» не сможет помочь больному, а водитель будет сам нуждаться в помощи. Поэтому он не должен риско¬вать, надо ехать по самому центру своей половины шоссе. Заезжать на другую половину тоже нельзя: ведь можно столкнуться со встречной машиной. Пока водитель едет (ведет карандашом линию по дорож¬ке), постовой следит за скоростью (молча). Когда водитель доедет, постовой дает две оценки: 1) вы¬полнено ли первое правило (ехать быстро); 2) выполнено ли второе правило (никаких аварий). Рассказывает водите¬лю о своих наблюдениях за его ездой. Сначала рассказыва¬ет хорошее: «Вот этот поворот ты прошел замечательно: у тебя рука даже не дрогнула, хотя тут очень опасное место». Потом следуют замечания: «Здесь ты так близко подошел к краю пропасти, что я хотел уже свистнуть, чтобы остано¬вить тебя: ведь ты мог свалиться. На обратном пути, когда ты повезешь больного, так рисковать нельзя. Оштрафую!» Затем дети меняются ролями. Далее, если есть время, можно еще раз повторить весь марш-рут. Перед началом работы учитель с кем-то из детей пока¬зывает на нарисованном на доске плане дорог, что надо делать, а главное — как оценивать результат, как ставить крестики на двух линеечках: «С» (скорость) и «А» (аккурат¬ная езда). | |
2. | Раб. в парах. | «Это план подземного мышиного городка. Вы все — мышки и ходите друг к другу в гости. Сейчас каждая мышка глазами, не показывая пальцем, загадает, в каком домике она живет. Мышки, живущие слева, сидят в левом ряду. (Дети должны поднять левую руку.) Мышки, живущие справа, сидят в правом ряду. Сегодня день рождения у мышек, которые живут слева. Сейчас они позвонят по телефону своим подружкам и пригласят их в гости. Подружки берут план города и спраши¬вают, как идти». Сначала учитель показывает образец действий. На доске нарисован лабиринт (такой же, как у детей). Учитель отме¬чает дом, в который надо прийти. Весь класс выступает в роли одной из мышек, живущих слева. Учитель: «Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду до центральной площади. (Отмечает свой путь, ведя мелом по схеме, останавливается у развилки левого квартала.) Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо стульчика?.. (Поворачивает к стульчику, снова останавливается у развилки.) А теперь куда повер¬нуть: к елочке или к грибочку? (Поворачивает к елочке, останавливается у последней развилки.) Твой дом около стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днем рожде¬ния!..» После этого дети работают парами: ходят друг к другу в гости. С этим же лабиринтом можно провести другую работу: один из детей загадывает какой-то домик и с помощью значков или словами сообщает партнеру, как до него добраться. | |
3. | Слон, орел, пальма |
УРОК 3.
1. | РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «Урок в моем классе» |
2. | Чтение книги «Дядюшка АУ» |
3. | Подведение итогов по орденам |
Главная страница Методическая страничка Введение в школьную жизнь