Главная страница Методическая страничка Кукольная театральная студия и ФГОС
Кукольная театральная студия в свете решения задач, поставленных ФГОС перед начальной школой.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. | |
(Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. Методические рекомендации для учителя, 2 — 4 классы.) |
В сентябре 2011 года на базе МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино открылась кукольная театральная студия «Сказочная страна Бураттини».
Вначале это был один из видов внеурочной деятельности у моих первоклассников, направленный на духовно-нравственное, обще-культурное развитие личности.
Этот вид был выбран потому, что позволяет решить многие задачи, поставленные перед школой в ФГОС.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования написано, что, в частности, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
А так же метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Кукольный театр — это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности. Это вид искусства, где человек может научиться и театральному и изобразительному искусству одновременно.
Основная задача детского кукольного театра — развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят.
«Курс «Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение.» (Генералова И.А.)
В «тесном кругу» за ширмой дети учатся сотрудничеству, умению договариваться, работать в команде, привыкают к дисциплине, развивается трудолюбие. Детей, которые занимаются в студии, отличает быстрое формирование такой важной черты характера, как ответственность.
Кукла сохраняет мир детства. В театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неодушевленного предмета. Театральная кукла — это неодушевленный предмет, «оживший» в руках актера, а «ожить» может практически любой предмет.
Кукольный театр заключает в себе потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка, воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности.
Кроме того, программа включает: обучение ритмопластике, сценической речи, театральной игре, кукловождению; знакомство с основами театральной культуры, культуры общения.
При подготовке спектакля мы делаем собственную фонограмму. К сожалению, сейчас многие считают, что выступление под фонограмму это не очень хорошо. На самом деле голосовые связки ребят-первоклассников еще не окрепли, ширма препятствует необходимой громкости, да и показываем мы обычно в помещениях, не приспособленных к театральным постановкам. Создание фонограммы – это отдельный творческий процесс с использованием мультимедийного оборудования. Ребенок должен вжиться в образ своего героя и перед микрофоном наговорить свой текст, переживая все чувства героя и отражая их в интонациях и эмоциях.
При проведении монтировочных репетиция я даю ребятам свободу, и они пробуют свои «режиссерские» способности. Мы совместно разрабатываем изобразительное решение спектакля, отвечая при этом на вопросы: как может быть решено сценическое пространство в связи с системой вождения кукол? Каково будет изобразительное решение каждой сцены, картины? На начальном этапе ничто не должно сдерживать фантазии, ведь в этой работе может быть найдено наиболее интересное, выразительное решение. Важно, чтобы участники коллектива не только занимались изготовлением кукол и декораций по готовым эскизам, но и с самого начала включались в творческий поиск режиссера и художника.
Перед каждым спектаклем мы исполняем песню о нашей сказочной стране, которую сочиняли дети:
Есть за горами, за лесами Сказочная страна, Там куклы с добрыми глазами В гости зовут тебя. Там друг Петрушка веселится, Там скуке места нет. Там во дворце живет Жар-птица И детям дарит свет. Сказочная страна! Сказочная страна! Там над волшебной яркой ширмой Создана для тебя. |
В этой стране Кощей Бессмертный Будет всегда побежден. Смелый и добрый солдат, как прежде, Будет в принцессу влюблен. Куклы в умелых руках артистов Выйдут на яркий свет. Вам час свиданья предназначен - Есть на спектакль билет. Сказочная страна! Сказочная страна! Там над волшебной яркой ширмой Создана для тебя. |
Итогом нашей работы в этом учебном году стало 2 спектакля. Первый, по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», был показан всем учащимся первых классов школы.
Рисунок 1. Первый спектакль – в своем классе.
Перед показом спектакля мы рассказывали зрителям об истории возникновения кукольного театрального искусства, сопровождая беседу презентацией в электронном виде. Подспорьем для создания презентации была работа моих бывших выпускников, проект второклассниц Антоновой Полины, Малышевой Арины, Савельевой Алисы «ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА», который участвовал в фестивале от газеты «1 сентября», опубликован в Интернете в феврале 2010 года.
Рисунок 2. Откуда пришло кукольное театральное искусство?
После наших выступлений ко мне пошли ребята из других классов с просьбой принять их в наш коллектив. В результате на базе нашей внеурочной деятельности открылся общешкольный кружок.
Второй спектакль по пьесе Н. Гернет «Как котенок научился мяукать» был показан учащимся первых и вторых классов, подготовительной к школе группе, а так же в первый раз мы вышли за пределы школы и выступили в детском саду «Звездочка», где маленькие актеры услышали много добрых слов об их мастерстве кукловождения и создания образов.
Наш лозунг «Мы несем радость людям» - оправдался!
Дети, участвующие в спектаклях, учатся делать добро другим, радоваться результатам своей работы. Премьера — это радостное и волнующее событие для всех, кто принимал участие в постановке спектакля.Необходимо, чтобы после первого спектакля в коллективе не прекращались творческая работа, поиск и эксперимент, так как именно это является основой существования любительского коллектива.
В следующем году планируется продолжить работу кукольной театральной студии, поставить новый спектакль и расширить «географию» наших гастрольных выступлений (наладить контакты с другими общеобразовательными учреждениями района).
Главная страница Методическая страничка Кукольная театральная студия и ФГОС