Главная страница  Методическая страничка  Праздник букваря

ПРАЗДНИК БУКВАРЯ

Ведущая (громко):

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня у нас радостный день — Ваш первый школьный праздник! А детский праздник — это шутки, игры, песни, танцы. Это вы, такие нарядные, красивые, а главное умненькие ребята. Умные потому, что вы научились читать, писать, и помогла вам в этом ваша первая книга, которую вы взяли в руки.

Вы эту книгу полюбили
, Вы в ней все буквы изучили.
И как вам радостно сказать: —
«Вы все умеете читать».

(Спрашивает.)

— Что это за книга, ребята?
Дети:
— Букварь!

Ведущая:

Правильно! Это букварь.

Учительница:

Сегодня у нас большой детский праздник. Мы закончили первую школьную книгу — букварь. Совсем недавно, первого сентября вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать и писать. Хотя вы еще и маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас всему умный, интересный, занимательный букварь.

Букварь — это мудрая книга, и нет ни одного человека, который не начинал бы учебу с букваря. На его страницах даны азы русской грамматики. Вы узнали, что буквы обозначают звуки, которые делятся на две группы.

(Задает вопрос ребятам.)

Какие это группы?

Дети:

Гласные и согласные звуки.

Учительница:

Чем интересны гласные? Какие бывают согласные? Какие мы знаем особенные буквы? Всегда ли эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. (Дети отвечают на вопросы.)

Букварь научил вас читать и писать, а еще рассказал нам, как могуча наша родина, как велика страна. Мы узнали о реках, о городах, о профессиях людей. Сегодня в нашем классе 30 (20, 40...) читающих учеников. А сколько их в стране?

1-ая ученица:

— Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу...»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

Учительница:

Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой — окончанием работы над букварем, и желаю успехов в учебе и в будущей жизни!

Презентация «В мире знаков общения»

— А теперь наступило время отправиться в страну Букваляндию.

Учительница:

Гласные?

Дети:

Здесь!

Учительница:

Согласные?

Дети:

Здесь!

Учительница:

Буквы, которые не обозначают звуки?

Дети:

Здесь!

Дети, все буквы в алфавите стоят на своих местах. Буква «А» — первая,»«Я» — последняя.

Почему буква «Я на последнем месте, вы узнаете из стихотворения Б. Заходера «Буква Я».

СЦЕНКА

Всем известно:
Буква "Я"
В азбуке
Последняя.

А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно! -

Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.

Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.

Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква "Я"!
- Я,
Сказала буква "Я",
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!

Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!

Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.

- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.

- Срам!
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -

Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

- Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.

А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

- Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки!
Закричали Гласные. -
Не хватало только драки!
А еще Согласные!

Надо раньше разобраться (Ю),
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква "Я"
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
"Я"
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -

"Я" Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -

Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:

- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!

- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А "Я"!

...Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела,
Написать она сумела
Только
"...яяяяя!"

Как зальется буква "X":
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -

О От смеха покатилось!
А За голову схватилось.
Б Схватилось за живот...

Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы "Ю"!

- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я-
Жили, как одна семья!

Буква "Я"
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!

Ведущий:

К нам пришло письмо от Деда Буквоеда. (Читает письмо.)

“ Здравствуйте, ребятки!

Я узнал, что вы прощаетесь с Букварем и Азбукой. А вы буквы в самом деле знаете или обманываете? Для проверки знаний я посылаю вам задания. Дед Буквоед”.

Для выполнения заданий, мы с вами разделимся на команды. Первая команда будет “Ромашка” , а вторая – “Колокольчики”.

А теперь слушаем первое задание. Называется оно “Знание букв русской азбуки”. Если знаете правильный ответ – поднимаете руку. С места не выкрикиваем, иначе у команды будут вычитаться очки. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов.

1. Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь?
Перед тобою буква… (А)

2. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук. (Ж)

3. Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Натянутый наискосок. (И)

4. Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни. (Ы)

5. Палочка, палочка,
Между ними галочка. (М.)

6. В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О.)

7. Кто-то взял обычный стул,
Вверх ногами повернул. (Ч.)

8. На прямую палочку
Справа села галочка. (К.)

Молодцы. Первое испытание выдержали. Победила команда… Они ответили правильно почти на все вопросы.

Приступаем ко второму испытанию. Оно посложнее и называется “Угадай-ка”.

1. Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

2. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

3. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

4. Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка)

5. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ... (колобок).

6. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

7. Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
Послушным детям – зонтик разноцветный,
А непослушным – чёрный полагается.
Он гном-волшебник, многим он известный,
А ну скажи, как гном тот называется.
(Оле-Лукойе)

8. Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
(Незнайка)

Умеете отгадывать загадки. Молодцы. В этот раз победила команда…

Пора приступать к третьему испытанию. Называется оно “Смекалка”. Это ребусы от Деда Буквоеда. Вы должны расшифровать слова, которые зашифрованы здесь.

Пока жюри решает, мы играем

Игра «Шторм»

Ведущий делит зал на четыре сектора: ветер (покачивающие движения руками над головой, завывания – у-у-у), волны (движения руками вверх-вниз перед собой, шум волн – ш-ш-ш), маяки (руки вытянуты вверх – «мигание», пи-пи-пи), корабли (одна рука вытянута вперед, другая вверх, раскачивающиеся движения всем корпусом в разные стороны). Ведущий называет сектор, и все, относящиеся к нему, выполняют свои движения, затем все вместе.

Молодцы. Победила команда …

Четвертое задание “Учебное”.

Узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Нужно прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в словах под картинками.

Пятое задание “Сказочное”.

Вы все любите сказки и знаете их. Вы должны назвать сказку, из которой услышите отрывок.

1. Журавель стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и журавель”.)

2. – Кто, кто в домике живет? Кто, кто в невысоком живет? – Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? (“Теремок”.)

3. А лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везет, битый небитого везет”. (“Волк и лиса”.)

4. Зашел Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. (“Царевна-лягушка”.)

5. В какой сказке волк привез царевича к Жар-птице, воровавшей золотые яблоки? (“Молодильные яблоки”.)

6. Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. (Волк и семеро козлят)

Шестое испытание Игра «Типография»

Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта (или буквы на них) должны отличаться по цвету от карточек другого комплекта.

Команды выстраиваются шеренгами одна против другой. У каждого игрока на груди карточка с буквой, которую он должен запомнить.

Ведущий называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора и др. Участники команд, буквы которых входят в называемое ведущим слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Разминка для всех. «Телеграммы» .

Ведущий зачитывает телеграммы, а дети отгадывают от кого они.

1) Поздравляю всех с Днем рождения ТЧК Не ссорьтесь ТЧК Давайте жить дружно ТЧК (Кот Леопольд).

2) Я от бабушки ушел ТЧК Я от дедушки ушел ТЧК Скоро буду на празднике ТЧК (Колобок).

3) Поздравляю с Днем рожденья ТЧК Приехать не могу ЗПТ потеряла туфельку ТЧК (Золушка).

Восьмое испытание «Лесная»

- Вот мы добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ежик. Ему нужна наша помощь.

Под ольхой в тени ветвей
Серый еж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать
Мед ка  
Бар тел  
Дя ведь  
Бел са  
Ли яц  
За сук (Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц)

Игра «Да», «Нет» - со всеми.

Друга выручим всегда? Да
Врать не будем никогда? Да
В классе списывать ответ? Нет
Кинуть камень кошки вслед? Нет
Брать в автобусе билет? Нет
Ай-яй-яй! Как это нет?
Надо брать билет всегда? Да
Не робеть, когда беда? Да
Не жалеть для дел труда? Да
Рук не мыть когда обед? Нет
Как же это не мыть? Мыть обязательно
Грязь смывать без следа? Да
Солнце, воздух и вода? Да
Мы лентяем шлем привет? Нет
А тем, кто трудиться всегда? Да

Подошли к концу испытания Деда Буквоеда. Победила команда… Она набрала больше очков. Мы вручаем команде… грамоты и книжки за первое место.

Команда… получает грамоты и раскраски за второе место. Молодцы!

Игра-песня «А мы в домике сидим»

Под музыку ведущий говорит строку и показывает движения соответствующие тому о чем говорится, последующие 2 куплета ведущий говорит строчку, но движения показывает противоположные, а дети должны правильно показывать то, о чем говорит ведущий.

А мы в домике сидим,
Из окошечка глядим,
А на улице метель,
Снег идет с утра.
Мы метели не боимся
И на лыжах с горки мчимся,
Пришел праздник Букваря,
Крикнем все «Ура».

Главная страница  Методическая страничка  Праздник букваря