Главная страница Методическая страничка Выступление на заседании РМО
Выступление на заседании РМО
по теме
«Безотметочное оценивание в 1 классе.
Практический материал»
учителянач. кл. МОУ СОШ № 1
Архаровой О.В.
Главная задача школы - подготовить подрастающее поколение к самостоятельной трудовой жизни. Это неизбежно должно привести к изменению содержания и технологии обучения, и прежде всего в начальной школе.
Отправной точкой этой работы должно стать
В психологии существует понятие «ситуация успеха», т.е. такая ситуация, в результате которой действия, совершаемые человеком, приносят ему чувство удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважения.
Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется ситуация избегания неудач. Происходит:
1) обезличивание учебной деятельности. Ученик не проявляет никакой инициативы на уроке. Получил толчок со стороны учителя - выполнил задание, нет побуждения извне - он ждет его;
2) отчуждение учебной деятельности: «Эта деятельность не моя, и она мне в жизни не пригодится»;
3) отторжение всего того, что связано с учебной деятельностью. Ученик отвергает: учителя («Он плохо объясняет материал»), программу («Она не всем дается»), отметки («Учитель судит предвзято»);
4) снижение значимой деятельности: «Люди и без математики смогут прожить», «Зачем мне химия или физика, все равно потом не пригодятся».
Все это может привести к снижению самооценки, которую необходимо вводить уже в 1-м классе. Главный ее смысл заключается в самоконтроле обучающегося.
Формирование самооценки я начала с первых дней пребывания детей в школе, на тренинге «Введение в школьную жизнь, цель которого — создать у ребенка представление о школе как о месте где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, что все это важно интересно и помогает строить общую жизнь класса.
На второй уже день тренинга
На первом же уроке по этой теме вводится различение оценок за красоту и за правильность. Обычная проблема в школе — ребенок не знает, за что он получил оценку (отметку) Необходимо добитьсятакой ситуации в классе, чтобы дети всегда четко знали, за что и какую оценку они получили. Для этого учитель, задавая какую-либо работу, всегда должен оговаривать, на что детям надо обратить внимание — каков главный критерий оценки, каков предмет работы. Это крайне важно для преодоления «разнопредметности» (ситуация, когда учитель говорит об одном, а ребенок — о другом). Дело в том, что даже при специально организованном обучении установление «однопредметности» происходит путем примеривания, опробования. Поэтому, чтобы определить, успешна ли проба, необходимо иметь обратную связь, роль которой играет оценка. Ребенок получает задание, выполняет его так, как ему кажется правильным, получает оценку и узнает, верно ли он определил предмет работы. Итак, всякая оценка должна быть очень точной, т. е. дифференцированной, узконаправленной.
Подобный подход к оценке позволяет на первых порах избежать порицания. Ведь поначалу ребенок особенно открыт, и тем больнее ранит его негативная оценка. Если же предусмотрена оценка и за красоту, и за правильность, и за старание, всегда есть возможность похвалить ребенка.
Учитель обращается к детям: «Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя. Кто не умеет, пусть срисует его со своей карточки. Кто умеет, кроме имени, пусть напишет и фамилию. Когда я позвоню в колокольчик, положите ручки, даже если вы не дописали букву»
Если я считаю, что слово написано очень-очень-очень красиво, красивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки.) Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки.) А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит работу Павлика. (Дети ставят крестики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого-то из детей соглашаясь с ней.) Вот так мы оцениваем работу Павлика. Каждый немного по-своему. А теперь надо оценить, правильно ли Павлик написал свое имя. Если я считаю, что все буквы написаны верно, я ставлю оценку здесь (вверху). Если я считаю, что половина букв написана неверно, где я поставлю оценку?» «Каждый из вас написал свое имя,— говорит учитель.— Сейчас группа оценит, правильно ли он написал, красиво ли написал. Все возьмите карандаши. Первый положит свой листок в центре, покажет на линеечку «К» («красота») и спросит: «Я красиво написал?» Все поставят крестики. Потом он спросит: «Я правильно написал?» Все снова поставят крестики на линеечке «П» («правильность»). Так надо оценить все работы».
Далее каждый оценивает себя:
В этот же день проводится графический диктант. После выполнения каждого узора дети должны сами ставить себе оценку за красоту.
Когда будут продиктованы все четыре узора, учитель открывает образец работы (на доске) и предлагает, чтобы дети за каждый узор поставили себе на линеечке оценки «П» («правильность»): «Посмотрите на правильный узор и решите, точно такой же он у вас (крестик вверху) или немного не такой (крестик пониже)».
На третий день тренинга так же вводятся новые критерии оценки работы: легкость — труд-ность, интересно — неинтересно и т. п. (в зависимости от предложений детей).
Материалом урока является графический диктант, выполненный детьми накануне. Но на данном уроке ребенок оценивает свою работу и соотносит свою оценку с оценкой учителя. Таким образом, предмет работы — соотнесение внешней оценки и самооценки.
Сначала дети оценивают диктанты друг друга. Вся предшествующая работа с ними была направлена на то, чтобы они были справедливы и доброжелательны друг к другу. Это предмет внимания учителя. Оценка должна доставить детям удовольствие, а не привести к конфликтам. Задача учителя — обеспечить благожелательную обстановку в классе. Ему следует быть все время наготове, чтобы успеть предупредить разногласия.
С первых дней работы в тетрадях ребята начинают себя оценивать введенным на тренинге способом.
За первую четверть в октябре ребята написали проверочную работу по математике. Она имела такой вид:
После выполнения учеником каждой части проверочной работы учитель отмечает результат выполнения заданий на процентной шкале.
Например, задания работы № 1 (часть 1) учитель оценил следующим образом:
Задание О1 выполнено — закрасьте первую клетку (или поставить +). Так же отмечаете выполнение других заданий отмечая +,—, +/—.
Закрашиваем все 6 клеток. Если задание выполнено верно только наполовину, закрашиваем пол клетки на процентной шкале.
Всего окажется закрашено пять клеток. Главное, чтобы на шкале не было разрывов. Тогда мы получим оценку выполнения проверочной работы в процентах.
Высокий уровень – 85-100%; выше среднего – 75-84%; средний уровень – 40-74%; - ниже среднего – 30-39%;- низкий уровень (тревожный) – менее 30%.
Оценки за проверочную работу сразу же нужно отметить и в таблицах достижений. В таблицах задания сгруппированы по умениям. Там же можно оценить и достижения ученика в освоении метапредметных умений — они перечислены в таблице 2, справа. Необходимо помнить, что метапредметные результаты лежат в зоне ближайшего развития ученика, поэтому оценка достижений метапредметных результатов в 1 классе носит диагностический характер. Обратите внимание, некоторые задания проверяют несколько умений, поэтому они повторяются в разных строчках таблиц.
Как анализировать результаты
В конце учебного года заполненные таблицы позволяют не только выявить существенные пробелы в освоении программы, но и построить программу по их ликвидации, а также оценить успехи ученика в зоне ближайшего развития. При подведении итогов необходимо учитывать интересы ученика, в том числе принцип «сравнивать достижения ученика с его собственными достижениями по сравнению с предыдущим этапом обучения».
Например, у ученика были трудности с вычислениями в пределах 10 и его результаты за декабрьскую и февральскую работу были неважными. Но к концу учебного года он стал лучше считать в пределах 10. Учитель должен дать шанс улучшить показатели по освоению этого навыка: предложить выполнить задания Д1, Д4, ФЗ, Ф7 из другого варианта и результаты отразить в таблице. Оценка получится более объективной, так как таблица должна отражать достижения ученика в освоении программы на конец года.
Правила оценочной безопасности
1. Не скупиться на похвалу (необязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).
2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
3. «На бочку дегтя — ложку меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
5. «За двумя зайцами...» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть про точки в конце предложения, простите ему, если он забыл, как пишется заглавная буква Д.
6. Формула «Опять ты не ...» — верный способ вырастить Неудачника.
7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Таким образом, безотметочное обучение строится на трех основных принципах:
1. Отметка отменяется, а содержательная оценка предельно дифференцирована.
2. Ученики получают от учителя четкие критерии самооценки.
3. Самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Использованы материалы
Л.Р. Чепурная «Безотметочнаясистемаобучения оначальнойшколе»
Главная страница Методическая страничка Выступление на заседании РМО