Возврат на сайт «Бураттини» Копия сайта «Юнги»
Физкультура и закаливание в жизни детей 7—10 лет
Известно, что на первом-втором году
обучения в школе заболеваемость детей, особенно простудными болезнями, вдвое выше, чем в других классах начальной школы. В связи с болезнями учащаются пропуски учебных занятий, и это может повести к
отставанию ребенка в учебе. Чтобы
этого не произошло, необходимо повысить
устойчивость организма к заболеваниям с помощью закаливания. Лучше, если закаливающие процедуры систематически проводятся с раннего возраста, но
и, приступив к закаливанию
с момента поступления ребенка в школу, можно уберечь его от многих болезней.
Смысл закаливания
состоит в тренировке терморегулирующей системы организма, благодаря чему достигается
приспособляемость его к постоянно изменяющимся
температурным условиям окружающей среды.
Активное тренирующее
воздействие на организм обеспечивает лишь комплексная система закаливания,
которая включает воздушные ванны, водные
процедуры, прогулки,
физические упражнения, проводимые круглогодично на открытом воздухе в
спортивной одежде.
В режим дня ребенка
должны обязательно входить следующие закаливающие процедуры. Утром
необходимо проветрить
помещение, где в течение 8—10 мин ребенок занимается
гимнастикой. Врачи рекомендуют проводить ее сначала в носках, а потом —
босиком, что способствует и закаливанию, и
формированию свода стопы. После гимнастики — умывание до пояса водой,
температура которой должна быть 16—17 °С (для начинающих закаливание 27 °С).
Закаленный ребенок
вместо умывания до пояса может принять душ или сделать общее обливание,
начальная температура
воды составляет 34—35 °С, а конечная 22 °С. Снижение температуры производят
через 3—4 дня на 2 °С. Продолжительность процедуры —> 15—35 с. .Очень
полезны для ребенка обливания ног. Их лучше
всего проводить после дневного сна. Начальная температура воды 30 °С,
понижая ее каждые 1—2 дня на 2°С (для ослабленных детей — каждые 7 дней),
доводят до 16—14 °С.
Утром после сна, а также вечером перед
сном рекомендуется полоскать горло кипяченой водой комнатной температуры,
используя 1/3 — 1/2 стакана воды. Полоскание
горла является хорошим закаливающим средством и предупреждает ангину, разрастание аденоидов и миндалин. В
летний период года для детей полезны солнечные ванны, однако следует предостеречь от излишнего перегрева на солнце. Самое благоприятное время для
принятия солнечных ванн в средней полосе — от 8 до 11 ч, длительность
процедуры, проводящейся в 2 приема, около 30 мин. Поиграл ребенок несколько
минут на солнце, отправьте его в тень, а затем ему можно опять на 5—10 мин
выйти на солнышко.
Купание в открытых водоемах является
наиболее сильнодействующей процедурой, так
как здесь имеет место воздействие ряда
факторов: воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю
поверхность кожи. Купание детям разрешается
при температуре воздуха не менее 25 °С и воды не менее 23 °С. Хорошо
закаленным детям можно позволять купаться и в
более прохладной воде, сократив время купания. Продолжительность купания
— от 3 до 5—8 мин.
В летнее время детям
полезно ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок).
Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость
молодого организма «простудным» и
инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного
с этим дальнейшего развития сердечно-сосудистой недостаточности. Гипокинезия на
фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они
не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них
развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Прекрасное оздоровительное воздействие
оказывают физические упражнения на открытом
воздухе, потому что тренируют организм к физическим нагрузкам и одновременно
закаливают его. Так, по данным советских ученых-вирусологов, с помощью лекарств
можно в 1,5 раза снизить заболеваемость вирусными болезнями, в то время как закаливание путем движений на свежем воздухе
снижает заболеваемость в 5 раз.
Дети очень любят
кататься на лыжах, коньках, на велосипеде, на санках. Полезна ходьба пешком.
Поощряйте эти занятия, показывайте детям пример. Ведь и в лыжный поход, и
в далекую пешую прогулку в лес по грибы или ягоды можно отправиться всей семьей. Результаты не замедлят сказаться не только на состоянии здоровья
всех ее членов, но и на нравственной, психологической семейной атмосфере.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при
продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде — это активная
и определенным образом организованная физическая
деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на
школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и
спортивных секциях.
В дошкольном и
младшем школьном возрасте детям разрешается заниматься в спортивных школах
фигурного катания, плавания.
Одежда для
проведения физкультурных и динамических занятий в школе должна
соответствовать погодным условиям.
Более подробно
поговорим об утренней физической зарядке, навык выполнения которой, по данным наблюдения врачей,
постоянно от класса к классу у школьников утрачивается. Так, если учащиеся
1—2-классов делают физическую зарядку в 92—95 % случаев, то с возрастом
школьники все реже и реже выполняют по утрам физические упражнения и в 9—10-м
классах зарядку делают лишь 10—12 % учащихся.
Для того чтобы
физзарядка принесла максимальную пользу, надо соблюдать следующие правила:
1.
Делать физзарядку ежедневно в одно и то же время, разумеется,
кроме дней болезни.
2.
Заниматься упражнениями натощак, лишь прополоскав рот.
3. Физические
упражнения сочетать с закаливанием. Для этого необходимо хорошо проветрить комнату и легко
одеться (трусы и майка). Если позволяет
погода, заниматься на улице.
3.
Каждое упражнение выполнять точно, с усилием, требующим напряжения мышц. Движения — в полном объеме,
свободные, темп бодрый.
4.
Дышать свободно через нос, полной
грудью, соразмерять ритм движений и
дыхания.
5. Постепенно усложнять упражнения и
повышать уровень нагрузки. Утренняя
физзарядка не должна утомлять.
6. Основная ее цель — зарядить
организм бодростью, силой, поднять настроение.
Эмоциональное воздействие физических упражнений
повышает ритмичная веселая музыка.
7.
Комплекс физических упражнений лучше подбирать с таким расчетом, чтобы дать нагрузку всем частям тела: ногам, рукам, позвоночнику, другим важнейшим органам.
Исключительное упражнение (ходьба)
должна способствовать переходу от возбужденного состояния в более
спокойное.
8.
Закончив
зарядку, следует приступить к водным процедурам (обтирание, обливание, душ) и
растереть тело массажной щеткой или жесткой
мочалкой.
Гимнастические упражнения утром выполняют в
определенной последовательности. Вначале рекомендуются потягивания, которые
улучшают кровообращение и дыхание, затем — упражнения для рук и плечевого пояса,
туловища, ног. В конце предусматриваются
прыжки и бег, усиливающее кровообращение
и дыхание, стимулирующие обменные
процессы. Заканчивают зарядку упражнениями, успокаивающими дыхание, и водными процедурами.
Примерная продолжительность утренней физической зарядки зависит от
возраста: для учащихся 1—3-х классов - 10-15 мин.